Как ярославское предприятие создает лодки будущего
Из Тутаева — на мировые воды: как ярославское предприятие создает лодки будущего
Если вы считаете, что судостроение — это про Питер, Владивосток или, например, Калининград, самое время пересмотреть эту картину. Потому что в Тутаеве строят катера, которые без пафоса можно назвать новыми героями российского водного транспорта. Катера Boat Yard, производимые компанией «Дизель», — пример того, как из желания, идеи и упорства рождается продукт, который способен покорять как шторма, так и экспортные рынки.
Производство судов из полиэтилена низкого давления (ПНД) началось в 2021 году. Казалось бы, при чём тут компания, традиционно занимавшаяся дизельными генераторами? Всё началось с визита в Швецию: директор предприятия увидел, как там эксплуатируются катера из ПНД. Не осторожничают, не берегут — просто разгоняются и выезжают на каменистый берег. Без трещин, без деформации. Только уверенность.
Так в голове зародилась идея: а почему бы не делать такие лодки в России?
Полиэтилен низкого давления высокой плотности — это, без преувеличения, материал новой эпохи в судостроении. Он:
не подвержен коррозии (в отличие от алюминия),
не боится ударов (в отличие от стеклопластика),
не требует защитных покрытий,
легко моется и не обрастает морской живностью,
устойчив к химии, морозам до -50 °C,
и, наконец, непотопляем.
Но чудес не бывает. У ПНД есть и ограничения — более тяжёлый корпус, меньшая жесткость, менее изысканные формы. Тем не менее, Boat Yard нашёл свою нишу: рабочие лодки, эксплуатация в тяжёлых условиях, служебное и спасательное использование. Именно здесь преимущества материала раскрываются на полную.
Первый катер собирали буквально всем коллективом. Строили 8-метрового «монстра» руками инженеров, технологов и даже руководителей. Первый спуск на воду — как экзамен. Были ошибки, были правки. Но результат вдохновил.
![]() | ![]() |
Так появились катера серии ДОКЕР — крепкие, надёжные, рабочие.
![]() | ![]() |
Катера серии ДОКЕР |
Позже — более лёгкий и компактный катер ПРИЛИВ, длиной 3 метра, уже ориентированный на отдых и массовое использование. Он стал звездой выставки МосБотШоу 2024 и прошёл сертификацию как серийное изделие.
![]() | ![]() |
![]() | |
Катер серии ПРИЛИВ |
Сегодня в разработке новая модель — катер длиной 4,5 метра с возможностью перевозки до 5 человек и двигателем до 60 л.с.
Производство Boat Yard расположено в Тутаеве. Катера строятся в основном цеху, а серийные «Приливы» — на выделенной производственной линии. Все корпуса вырезаются на станках с ЧПУ — точность, повторяемость, высокая культура производства.
На территории завода есть собственный испытательный бассейн, где новые модели проходят проверки.
С самого начала проект задумывался как экспортный. Катера из ПНД востребованы в Европе, Америке, Юго-Восточной Азии. После 2022 года курс был скорректирован, и теперь основное внимание уделяется рынкам Азии.
В России Boat Yard делает ставку на крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Поволжье. А ещё компания формирует дилерскую сеть и активно продвигает продукт на профильных выставках.
Здесь нет громких имён и вычурных титулов. Есть команда — настоящая. Важен каждый: от сварщика до конструктора. Руководит проектом Алексей Баранов, заместитель директора по новациям. Его энтузиазм, по признанию коллег, стал двигателем всего проекта.
десятки построенных катеров;
уникальный производственный цикл;
сертифицированная продукция;
растущий интерес со стороны частных клиентов, силовых структур и профессиональных пользователей;
и главное — амбициозная команда, которая верит, что корабли будущего можно делать прямо в Ярославской области.
Boat Yard — доказательство, что локальная промышленность может быть технологичной, смелой и конкурентной. И если вы когда-нибудь увидите в акватории катер, уверенно разрезающий воду — велика вероятность, что он сделан в Тутаеве.
Дата публикации: 12.05.2025