Правила заполнения КУДиР на «упрощенке»

Книга учета доходов и расходов (КУДиР) – это журнал, в котором предприниматель в хронологической последовательности фиксирует все свои доходы и расходы за отчетный период. На основе этих данных рассчитывается налоговая база, а затем и сам налог. КУДиР является основным документом для расчета налога и позволяет упростить процесс налогообложения.


Книгу учета доходов и расходов заполняют ИП и компании, которые имеют право на освобождение от ведения бухучета. Например, ИП и организации, применяющие «упрощенку». КУДиР может понадобиться налоговой при проверке декларации или данных контрагентов. В некоторых случаях ее запрашивают банки, чтобы убедиться в платежеспособности.


Единой формы КУДиР нет. Однако есть общие правила ведения книги:

На каждый год составляется отдельная книга


Сведения вносятся в книгу в хронологическом порядке


Книга ведется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иностранном языке или языках народов России, должны иметь построчный перевод на русский язык


Книгу можно вести на бумаге или в электронной форме. При этом в течение календарного года с начала нового квартала можно изменить порядок ведения книги (с электронной на бумажную и наоборот). Электронные книги по окончании года нужно распечатать, прошить и пронумеровать


Все показатели вносятся в рублях. Операции в иностранной валюте пересчитывают в рубли по курсу ЦБ на дату их совершения


Доходы определяются кассовым методом — по факту поступления средств на расчетный счет или в кассу


Книга должна быть прошита и пронумерована. На последней странице указывается количество страниц, ставится подпись руководителя организации или ИП


Если допущена ошибка, ее исправление заверяется подписью ИП или руководителя организации с указанием даты его внесения


При совмещении ПСН с УСН или ЕСХН ИП должен вести одновременно две книги


Хранить КУДиР нужно в течение 5 лет (11 лет — при наличии убытков).


Вновь зарегистрированным предпринимателям нужно быть внимательным и использовать новый вариант. С 2024 года действует обновленная форма книги. Она состоит из четырех разделов (вместо пяти) и титульного листа.


Титульный лист заполняют все работающие на «упрощенке»: компании и ИП вне зависимости от налоговой базы. В нем в соответствующих графах нужно указать календарный год, код формы книги по ОКУД и дату начала ведения, ФИО, ИНН, КПП, объект налогообложения – доходы или доходы-расходы, а также номера расчетных счетов и наименования банков, в которых они открыты.


Раздел I состоит их пяти граф. По заполнению первых четырех – номер по порядку, дата и номер первичного документа, содержание операции и доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы (рублей), обычно вопросов не возникает.


Пятая графа – расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы. Несмотря на то, что изначально ее должны заполнять только применяющие базу «доходы – расходы», делать это нужно заполнят и получателям субсидии за трудоустройство безработных или по нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство». Они могут в этой же графе записывать и иные расходы, но при расчете налоговой базы они учитываться не должны.


Справку к разделу I по итогам года заполняют плательщики УСН «Доходы - расходы». Это итоговые суммы доходов, расходов и налог. Разделы II — расчет расходов на основные средства и нематериальные активы, III — убыток прошлых лет заполняют при объекте «Доходы - расходы» и наличии таких расходов.


Раздел IV – сумма торгового сбора. Его заполняет предприниматель на УСН с объектом «Доходы». В нем отражается сумма уплаченного торгового сбора, которая уменьшает сумму налога. Ранее этот раздел шел пятым, а предыдущий отражал уплаченные страховые взносы, на которые уменьшают налог на УСН.


Право получать налоговый вычет за страховые взносы осталось, только записывать их отдельный раздел КУДиР уже не нужно. Если ранее взносы в уменьшение налога (авансовых платежей) учитывались по факту оплаты, то сейчас налог уменьшается на сумму страховых взносов, которые подлежат уплате.


КУДиР не нужно сдавать в налоговую, но она должна быть в наличии при запросе со стороны ведомства. За ее отсутствие или неправильное заполнение грозит штраф.

Источник: мсп.рф.

 

***

В Ярославской области оказывается различная помощь предпринимателям в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», а также промышленным предприятиям в рамках нацпроекта «Производительность труда» и нацпроекта «Международная кооперация и экспорт».

Ознакомиться со всеми мерами поддержки для малого и среднего бизнеса можно на сайте мойбизнес76.рф или в Центре «Мой бизнес» по адресу Свердлова 25Д. или по телефону Центра ""Мой бизнес"": (4852) 594-754."

Подробнее обо всех мерах поддержки для промышленных предприятий и инвесторов — на сайте invest76.ru

Назад