Как правильно посчитать себестоимость продукта

Себестоимость товара или услуги – один из важнейших показателей бизнеса. Этот показатель учитывает все затраты на производство и продажу товара или услуги и напрямую влияет на ценообразование. Разница между себестоимостью и ценой товара/услуги для клиентов составляет маржу предпринимателя.

Без точного расчета себестоимости невозможно правильно определить рентабельность, точку безубыточности, время окупаемости бизнеса. Также расчет себестоимости помогает принимать управленческие решения, позволяет сократить издержки и подготовить отчетность для государственных органов.

Себестоимость включает себя не только прямые (производственные) расходы (стоимость товара или материала для его изготовления, зарплаты работников), но и косвенные (коммерческие) (аренда помещения, налоги, упаковка, маркетинг, зарплата персонала и пр.).

Небольшой бизнес с ограниченным ассортиментом может посчитать себестоимость по следующей формуле: Себестоимость = (Затраты на производство + Затраты на реализацию) / единицу товаров/услуг.

Средние и крупные компании для расчета себестоимости внедряют специальные ERP-системы, которые учитывают множество факторов и их изменения.

Себестоимость продукта/услуги состоит из следующих видов расходов:

Материальные расходы: стоимость сырья, компонентов, упаковки, материалов для производства.

Трудовые расходы: зарплаты (включая премии, страховые взносы, налоги, пособия) работников.

Прямые накладные расходы: электроэнергия, водоснабжение, обслуживание и амортизация оборудования.

Косвенные накладные расходы: затраты на аренду помещений, коммунальные услуги, рекламу.

Накладные расходы на управление: затраты на руководство, бухгалтерию, юридические услуги и другие непроизводственные функции.

Здания и оборудование: расходы на аренду помещений для офисов, амортизация помещений.

Профессиональные услуги: наем сторонних организаций (бухгалтерия, логистика).

 

Распространенные виды классификации себестоимости:

Плановая, которую рассчитывают на основе прогнозов и экспертных оценок. Например, при составлении бизнес-планов. В расчет берутся ожидаемые цены на материалы, зарплаты, стоимость аренды и пр.

Нормативная отражает, условно, идеальную себестоимость с учетом всех технических характеристик, нормативов, стандартов, техзаданий и пр. Она не учитывает производственные браки, невыход работников, форс-мажоры, удорожание материалов и пр.

Отчетная или фактическая, которую рассчитывают исходя из реальных затрат. Результаты сравнивают с нормативной или плановой, чтобы понять за счет чего произошло повышение себестоимости.

 

Еще одна классификация зависит от включаемых в нее показателей затрат:

  • Цеховая состоит только из прямых затрат, связанных с производством;
  • Производственная складывается из прямых и косвенных затрат, включая амортизацию оборудования, аренду помещений, зарплату персонала;
  • Полная включает в себя абсолютно все затраты на производство и реализацию.
     

Кроме того, есть различные факторы, которые влияют на себестоимость. Их принято делить на внешние и внутренние. К внешним относятся уровень инфляции, повышение МРОТ, появление конкуренции, удлинение логистических цепочек, курсы валют и пр. Внутренние факторы: снижение эффективности управления, контроль расхода материалов, низкая производительность труда, отсутствие квалифицированных работников, техническое перевооружение, загрузка производственных мощностей.

***

Поддержка предпринимателей в регионе осуществляется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который инициировал Президент и курирует первый вице-премьер Андрей Белоусов. 

Назад